Программа предлагает слушателю наглядно ощутить контраст между эстетикой двух великих художественных эпох – Возрождения и барокко. Сегодня мы чаще всего представляем себе этот контраст на материале изобразительного искусства, но для людей XVI–XVII веков, живших во времена острых религиозных конфликтов, хоровая музыка – и в первую очередь, конечно, музыка духовная – была не менее живым и важным предметом для дискуссий, размышлений, теоретических обобщений.
Открывает вечер музыка великих ренессансных полифонистов, работавших в те же годы (а иногда и в той же среде), что и всем нам известные титаны живописи Возрождения. Жоскен Депре (1450–1521) служил в Сикстинской капелле во времена папы Александра VI Борджиа, а затем – при дворе д’Эсте в Ферраре, еще одном крупнейшем художественном центре Италии. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525–1594), чья ясная и сдержанная композиторская манера по легенде спасла многоголосную музыку от запрета со стороны католической церкви, трудился в Риме в те самые времена, когда силуэт Вечного города украсился куполом базилики св. Петра, строившимся по проекту Микеланджело.
В Риме прославился и Орландо ди Лассо (ок. 1532–1594), позже перебравшийся в Мюнхен, к блистательному двору баварских Виттельсбахов. Наконец, в Риме же учился также Томас Луис де Викториа (ок. 1548–1611), современник Эль Греко, самый значительный композитор позднеренессансной Испании. В качестве интригующего дополнения к их сочинениям прозвучит православное песнопение «Ныне силы небесныя...» на музыку Джованни Биорди – композитора опять-таки римского, только жившего гораздо позже, в XVIII веке, и тем не менее удивительно точно следовавшего ренессансной эстетике мастеров «строгого стиля».
Во втором отделении слушатель получит возможность сравнить старинную художественную систему с решительными новациями авторов барочной эпохи. С их подачи изощренная полифония потеряла свое главенство, став лишь одним из способов решения разнообразных художественных и музыкальных задач: ее потеснило смелое введение в практику «высокой» музыки сольного голоса, радикально изменившее психологию восприятия этого искусства. Как раннее барокко использовало и деконструировало «первую практику», старинное искусство контрапункта – об этом расскажут произведения Клаудио Монтеверди (1567–1643). А о том, как новые запросы к духовной музыке открывали новые горизонты драматической выразительности, напомнит одно из ключевых сочинений раннего барокко – «Иеффай» Джакомо Кариссими (1605–1674). Латинская оратория на трагический сюжет из библейской книги Судей – произведение небольшое, однако оказавшее заметное влияние на трактовку эмоциональной стороны в духовной музыке эпохи барокко. А заодно и на барочную музыкальную драму вплоть до Георга Фридриха Генделя.
Сергей Ходнев