Кариссими. «Иеффай»

среда
19:00

Билеты проданы

В программе:

ДЕПРЕ
Tu solus qui facis mirabilia («Ты один творишь чудеса») – мотет

Ave Maria («Радуйся, Мария») – григорианский хорал

ДЕПРЕ
Ave Maria («Радуйся, Мария») – мотет

Ave Regina caelorum («Радуйся, Царица небесная») – григорианский хорал

ЛАССО
Ave Regina caelorum («Радуйся, Царица небесная») – мотет

ПАЛЕСТРИНА
Dum complerentur dies pentecostes («Когда исполнились дни Пятидесятницы») – мотет
Alma Redemptoris Mater («Благая Мать Искупителя») – мотет
Nunc dimittis servum tuum, Domine («Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко») – мотет

ВИКТОРИЯ
Ave Maria («Радуйся, Мария») – мотет

БЬОРДИ – БОРТНЯНСКИЙ
«Ныне силы небесныя»

МОНТЕВЕРДИ
Beatus vir («Блажен муж») – мотет из сборника Selva morale e spirituale («Нравственные и духовные чащобы»)
Adoramus te, Christe («Покланяемся тебе, Христе») – мотет

КАРИССИМИ
Jephte («Иеффай») – оратория для солистов, хора и оркестра

Программа предлагает слушателю наглядно ощутить контраст между эстетикой двух великих художественных эпох – Возрождения и барокко. Сегодня мы чаще всего представляем себе этот контраст на материале изобразительного искусства, но для людей XVI–XVII веков, живших во времена острых религиозных конфликтов, хоровая музыка – и в первую очередь, конечно, музыка духовная – была не менее живым и важным предметом для дискуссий, размышлений, теоретических обобщений.

Открывает вечер музыка великих ренессансных полифонистов, работавших в те же годы (а иногда и в той же среде), что и всем нам известные титаны живописи Возрождения. Жоскен Депре (1450–1521) служил в Сикстинской капелле во времена папы Александра VI Борджиа, а затем – при дворе д’Эсте в Ферраре, еще одном крупнейшем художественном центре Италии. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525–1594), чья ясная и сдержанная композиторская манера по легенде спасла многоголосную музыку от запрета со стороны католической церкви, трудился в Риме в те самые времена, когда силуэт Вечного города украсился куполом базилики св. Петра, строившимся по проекту Микеланджело. 

В Риме прославился и Орландо ди Лассо (ок. 1532–1594), позже перебравшийся в Мюнхен, к блистательному двору баварских Виттельсбахов. Наконец, в Риме же учился также Томас Луис де Викториа (ок. 1548–1611), современник Эль Греко, самый значительный композитор позднеренессансной Испании. В качестве интригующего дополнения к их сочинениям прозвучит православное песнопение «Ныне силы небесныя...» на музыку Джованни Биорди – композитора опять-таки римского, только жившего гораздо позже, в XVIII веке, и тем не менее удивительно точно следовавшего ренессансной эстетике мастеров «строгого стиля».

Во втором отделении слушатель получит возможность сравнить старинную художественную систему с решительными новациями авторов барочной эпохи. С их подачи изощренная полифония потеряла свое главенство, став лишь одним из способов решения разнообразных художественных и музыкальных задач: ее потеснило смелое введение в практику «высокой» музыки сольного голоса, радикально изменившее психологию восприятия этого искусства. Как раннее барокко использовало и деконструировало «первую практику», старинное искусство контрапункта – об этом расскажут произведения Клаудио Монтеверди (1567–1643). А о том, как новые запросы к духовной музыке открывали новые горизонты драматической выразительности, напомнит одно из ключевых сочинений раннего барокко – «Иеффай» Джакомо Кариссими (1605–1674). Латинская оратория на трагический сюжет из библейской книги Судей – произведение небольшое, однако оказавшее заметное влияние на трактовку эмоциональной стороны в духовной музыке эпохи барокко. А заодно и на барочную музыкальную драму вплоть до Георга Фридриха Генделя.

Сергей Ходнев

Исполнители

Государственный академический камерный оркестр России

Вокальный ансамбль Intrada

Екатерина Антоненко
дирижер

Елене Гвритишвили
сопрано

Варвара Гансгорье
сопрано

Оксана Петросянц
сопрано

Евгения Каширская
сопрано

Кристина Попова
меццо-сопрано

Михаил Нор
тенор

Серафим Чайкин
тенор

Артём Николаев
тенор

Богдан Петренко
бас-баритон

Илья Татаков
бас