«Искусство – путь в таинственное запределье. Вряд ли возможно это сформулировать, но всегда узнаешь, когда попал туда... После премьеры "Скрипичного концерта" Владимира Горлинского публика буквально орала в голос под долгие стоячие овации. И вроде бы не первый раз оркестр отправляется куда-то бродить со сцены... Но причина столь ошеломляющего успеха не только в перемещениях, и здесь трудно подобрать слова. При переходе в средний период творчества у композиторов нередко случается откат в сторону большого стиля, классиков и заигрывания с публикой... А здесь произошло какое-то чудо – музыкальных открытий в гениальном избытке, на каждой минуте звучания. Это золотая середина, в которую почти невозможно попасть и которая может обеспечить сочинению успех на века. Поэтому мне кажется, что вчера мы присутствовали на историческом событии... Я часто думал, что чувствовали слушатели, попав на первое исполнение, скажем, 1-й скрипичной сонаты Прокофьева в исполнении Ойстраха. Теперь я, кажется, знаю ответ – невероятное счастье» (Михаил Пучков, композитор, медиахудожник)
«Владимир Горлинский написал прекрасное – "Скрипичный концерт". Вчера было чудо, чудо с точки зрения звука, концепции, заложенной в произведение композитором, чудо с точки зрения всех исполнителей и мощного состава. Так в процессе всех исполнителей перемещать во всему залу – мало кто умеет. Зрители же бесконечно оказывались около тех или иных инструментов, и точно это был какой-то фантастический звуковой купол... Московская филармония – наш ледокол, наша ракета, площадка, которая не боится идти на подобные эксперименты. Но мы же с вами понимаем, что это в чистом виде просветительская деятельность. Это крайне сложный и, думаю, дорогой в производстве концерт с блестящим составом. Филармония – моя любовь и уже мой родной дом. Весь состав вчера – это редкость и счастье вот так собрать всех вместе. Конечно, концерта не было бы без Фёдора Леднёва... Знаю, что он скромен, что не любит интервью и публичность, возможно, поэтому, есть еще люди, которые не поняли масштаб этого человека! Вчера было оглушительно круто» (Ксения Ламшина, руководитель «Радио "Культура"»)
«Сегодня я была на/в Другом пространстве. Пожалуй, это одно из двух ярчайших впечатлений начавшегося года... сложно, насыщенно и абсолютно всеобъемлюще. Особенно ярко – "Скрипичный концерт" Горлинского. В какой то момент я поймала себя на устойчивой мысли, что я не хочу, чтобы ЭТО заканчивалось. ЭТО должно длиться вечно. И я даже не знаю, что именно: звучание всего зала Чайковского, где распределенные звучания и вибрации позволяли почувствовать себя внутри оркестра, внутри самой музыки; игра с восприятием, где богатство и территориальная распределенность звуковых впечатлений постоянно требовали визуального воплощения, а глаза не всегда могли определить и найти источник звука; медитативная насыщенность и полотно самого звука, уносящая отголосками одновременно в прошлое и будущее, – время остановилось, и этот "миг" был воплощенная вечность. Быть свидетелем этого чуда – счастье. Отдельное спасибо, как всегда, Ярославу Тимофееву, за самые точные слова, за умение направить взгляд слух в самую суть и связывание всех нитей в одно полотно смысла» (Анна Хопта, художник)
«Как человек не искушенный в музыке, не думала, что на концерте Московской филармонии мы услышим такие (спойлер мощнейшие) эксперименты! Минутный шок сменился открытостью и благоговением еще и благодаря ведущему концерта, проводнику – музыковеду Ярославу Тимофееву, который перед каждым произведением обьяснял, погружал нас в контекст. Отдельное внимание дирижеру Фёдору Леднёву – казалось, музыка проходит через все его тело к кончику палочки, чтобы вложить эти звуки в инструменты... на десерт нам приготовили мировую премьеру сочинения "Скрипичный концерт" Владимира Горлинского – и это был целый перформанс, который описывать не вижу смысла. Никакой текст не передаст услышанное и увиденное. На протяжении всего концерта чувствовался трепет зала, где сегодня собралось много профессионалов, знатоков и ценителей. Давненько, пожалуй, я не слышала такого долгого восторженного рева и таких долгих аплодисментов. Очень рада, что этот вечер случился с нами, всем причастным большое спасибо!» (Александра Пупшева, искусствовед, продюсер выставочных проектов)
«Несколько быстрых мыслей о "Скрипичном концерте" Горлинского... Есть чья-то хорошая формула: авангард – искусство избытка. Она здесь в должной степени уместна. Горлинский этим избытком жонглирует с магическим изяществом. Даже сложно сразу сказать, кто еще из нынешних героев первого плана настолько же уверенно и мастерски с ним справится, если ему доверить. Не всякий композитор вытянет крупную симфоническую форму такого уровня. У Горлинского, видимо, моцартовский тип таланта. Обилие идей, форма как череда аттракционов и способность (в самом деле редкая) сделать музыку, которую и знатоки, и сравнительно широкая публика оценят одинаково высоко, хотя и по разным причинам. Конечно, все прежде всего запомнят внешний карнавал с перемещениями музыкантов и т. д. Но музыка под этой поверхностью существует, она сочинена, не забыта, пространственные концепты скрывают не отсутствие хороших нот, а их наличие. Музыка всю дорогу предельно светлая (даже в более темных по колориту местах) и газообразная, с искрами и пузырьками.
За четыре года это уже как минимум третья премьера в КЗЧ, где музыканты сходят со сцены и гуляют по залу. С одной стороны, не пора ли придумать что-то еще? (Выйти на улицу к качелькам? Играть в метро и транслировать в зал?) С другой стороны, Горлинский придумал знакомому перформансу новую мотивировку, вытекающую как раз из жанра концерта. Скрипачи рассредотачиваются по залу и в какой-то момент становятся коллективным солистом. Если бы они сидели на сцене в обычной позиции, идея бы не сработала – их надо было именно отделить друг от друга, оставить каждого наедине с собой (=соло) и сфокусировать на них внимание публики перемещениями по залу. Оркестранты могут гулять с разными целями – здесь есть резерв смысловой емкости. Пространственный полет звука по проходам зала, овнешненный движениями скрипачей – тоже хорошая идея. Траектории полета звука, на самом деле, редко работают в должной степени, а здесь было прямо наглядно и повторено пару раз для тех, кто не сразу понял. Резюме: вещь мощная и горячо рекомендуемая к прослушиванию. Если пропустили сегодня, наверстайте» (Антон Светличный, композитор, лектор, музыкальный критик)