Новости

Опера «Агриппина» Генделя – к 70-летию Камерного оркестра России

Опера «Агриппина» Генделя – к 70-летию Камерного оркестра России




В нынешнем сезоне отмечает 70-летие Государственный академический камерный оркестр России. В сезоне 2025/26 коллектив представляет ряд абонементов, два из которых начинаются с музыки Генделя. 18 октября в Зале Чайковского исполнением оперы «Агриппина» открывается цикл «Камерный оркестр России. 70 лет». Одно из наиболее искрометных сочинений Генделя прозвучит под управлением Филиппа Чижевского; сольные партии исполнят артисты международного класса Василиса Бержанская, Елене Гвритишвили, Соня Прина, Яна Дьякова, Игорь Подоплелов, Илья Татаков, Демьян Онуфрак, Платон Силаев.

18 октября 2025 года, Концертный зал Чайковского

Коллектив, сегодня носящий имя Камерного оркестра России, был основан в 1955 году Рудольфом Баршаем, в 1956-м состоялся его дебют, в 1957-м он вошел в штат Московской филармонии. Наряду с музыкой барокко, русской и западной классикой, сочинениями зарубежных композиторов ХХ века, коллектив активно пропагандировал творчество современных отечественных авторов. С оркестром выступали крупнейшие отечественные и зарубежные солисты. Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. В 2010–2024 гг. оркестр возглавлял гобоист и дирижер Алексей Уткин, продолжающий тесное сотрудничество с коллективом. В 2025 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Филипп Чижевский.

В сезоне 2025/26 коллектив представляет филармонические абонементы «Бетховен – 255» и «Камерный оркестр России. 70 лет», а также три тематических цикла. Два из них посвящены музыке барокко, с которой началась история коллектива: именно шедевры эпохи барокко звучали в первых программах Московского камерного оркестра. Для ГАКО барокко – также магистральная репертуарная линия: в 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», где представил три оперы в концертном исполнении. Генделю посвящена и первая программа абонемента «Камерный оркестр России. 70 лет», где в концертном исполнении прозвучит опера «Агриппина».

«"Агриппина" – положительно самая несерьезная, самая веселая вещь из всего, что Гендель создал в оперном жанре, – рассказывает искусствовед Сергей Ходнев. – Не в смысле невесомости объема: это полновесная, большая опера в трех актах. И не в том смысле, что на сцену там выводятся вместо царственных особ и благородных влюбленных какие-нибудь разбитные поселяне. Напротив, почти все действующие лица "Агриппины" – строго исторические персонажи и притом высокопоставленные. Основной сюжетный мотив также аккуратно позаимствован у римских историков: амбициозная Агриппина, жена римского императора Клавдия, всеми правдами и неправдами старается устроить так, чтобы тот сделал своим соправителем и наследником ее сына Нерона. 

Только обращаются с историческим материалом в "Агриппине" совершенно бесцеремонно: это комедия положений, отчасти лирическая, отчасти политическая, но в любом случае невероятно, гомерически смешная. В то же время это опера довольно безжалостная. Миром здесь правят хитрость, цинизм, манипуляции, политиканство и то, что мы сегодня назвали бы PR-технологиями. Не случайно исследователи предполагают, что кардинал Винченцо Гримани, автор либретто "Агриппины", и писал завуалированную политическую сатиру на геополитические придворные склоки папского Рима 1700-х. И не случайно современные постановщики оперы так охотно выводят на сцену не Рим времен династии Юлиев-Клавдиев, а куда более недавние политические режимы. 

Но все-таки в первую очередь "Агриппина" – это всерьез ослепительная музыка (главным образом вокальная, но эффектных инструментальных страниц тоже в избытке). Во время карнавального сезона 1709/10 опера прошла в Венеции, столице раннебарочного оперного искусства, немыслимые по тем временам 27 раз, восторженная публика кричала в адрес Генделя “evviva il caro Sassone!” – "ура нашему дорогому саксонцу!". Именно оглушительный успех "Агриппины" подытожил трехлетний итальянский вояж молодого композитора, сделал его международной знаменитостью и проложил дорогу к генделевским оперным шедеврам 1720-х».