Новости

Филипп Чижевский и Вадим Репин исполнят шедевры Шостаковича и Берга

Филипп Чижевский и Вадим Репин исполнят шедевры Шостаковича и Берга




29 ноября в Зале Чайковского продолжает свой абонемент Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Под управлением Филиппа Чижевского, в прошлом сезоне ставшего художественным руководителем коллектива, прозвучит Четвертая симфония Шостаковича, одна из наиболее масштабных в творчестве композитора. Одновременно с нею создавалось другое знаковое произведение европейской музыки ХХ века – Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга, который откроет программу. Сольную партию исполнит Вадим Репин.

29 ноября 2025 года, Концертный зал Чайковского

Скрипичный концерт с пронзительным названием «Памяти ангела» — самое известное и часто исполняемое сочинение Альбана Берга. Импульсом к его созданию стала трагическая смерть 18-летней Манон Гропиус, изумительно красивой девушки, которую Берг знал с самого детства. В короткий срок он написал завораживающую музыку, с первых нот покоряющую своей нежностью, чувственностью и острым внутренним трагизмом. Концерт доказал, что и музыка, написанная с использованием серийной техники, может быть глубоко эмоциональной и доступной широкой публике; он стал не только наиболее часто исполняемым сочинением Берга, но и одним из наиболее популярных опусов, рожденных Новой Венской школой. 

Шостаковича и Берга связывает многое: в 1927 году в Ленинграде молодой Шостакович слышал оперу Берга «Воццек», которая стала одним из источников вдохновения для его первой оперы «Нос». Исследователи находят немало пересечений и между операми «Лулу» Берга и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, работа над которыми шла практически одновременно. У Скрипичного концерта Берга меньше общего с образным миром Шостаковича, чем у «Воццека» и «Лулу»; тем не менее важно отметить, что к прерванной на время работе над Четвертой симфонией Шостакович вернулся в начале осени 1935 года, когда Берг завершил концерт.  

Четвертую симфонию можно назвать самым многострадальным из сочинений Шостаковича. Если опера «Леди Макбет Мценского уезда» до появления статьи «Сумбур вместо музыки» и многолетнего запрета триумфально шла не только в нашей стране, но и во всем мире, то написанная вслед за ней симфония не успела прозвучать ни разу: премьера, запланированная на декабрь 1936 года, была отменена. Лишь четверть века спустя, в декабре 1961 года, по инициативе художественного руководителя Московской филармонии Моисея Гринберга первое исполнение симфонии все-таки состоялось; дирижировал Кирилл Кондрашин, годом позже представивший еще одну сенсационную новинку Шостаковича – симфонию «Бабий Яр» на стихи Евтушенко.