Новости

«Весь Стравинский» – открытие четвертого года цикла

«Весь Стравинский» – открытие четвертого года цикла




Московская филармония начинает четвертый сезон абонемента «Весь Стравинский»; автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев продолжит рассказ о неоклассицизме в творчестве Стравинского. В программе концерта 15 октября в Зале Чайковского, – три сочинения 1928 года. Наряду с Четырьмя этюдами для оркестра, представляющими собой инструментовку более ранних камерных пьес, это два балета – «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи». Музыка прозвучит в исполнении Российского национального оркестра под управлением Фёдора Безносикова.

15 октября 2025 года, Концертный зал Чайковского

«Аполлон Мусагет» стал последней премьерой Стравинского, осуществленной в антрепризе Сергея Дягилева; хореографом выступил Джордж Баланчин, дирижировал автор. В партитуре, написанной для небольшого струнного оркестра, присутствует ряд реминисценций – от Люлли до Дебюсси. Работая над балетом, Стравинский называл своей целью «написать музыку, где все тяготело бы к мелодическому принципу». 

В этом же направлении, хотя и совсем на иной лад, он двигался при создании следующего балета – «Поцелуй феи», в основу которого легли темы произведений Чайковского, свободно обработанные Стравинским в соединении с его собственным материалом. Премьера была приурочена к 35-летию со дня смерти Чайковского; заказчицей балета выступила танцовщица Ида Рубинштейн, в чьей антрепризе он и был поставлен.

Тогда же появились Четыре этюда для оркестра – авторская оркестровка двух более ранних сочинений: это Три пьесы для струнного квартета (1914) и Этюд для пианолы (1917), исполнявшиеся в одном из концертов цикла «Весь Стравинский». Четыре этюда были впервые исполнены в Берлине в ноябре 1930 года под управлением Эрнеста Ансерме, одного из наиболее преданных интерпретаторов музыки Стравинского.