13 ноября 2025 года, Концертный зал Чайковского
Пауль Хиндемит наряду со Стравинским, Шёнбергом и Бартоком играл определяющую роль в европейской музыке прошлого столетия, его сочинения присутствовали в репертуаре большинства знаменитых дирижеров и оркестров. Из симфоний Хиндемита две написаны по мотивам одноименных опер – «Гармония мира», исполненная на главной сцене Московской филармонии два года назад, в ноябре 2023-го, и «Художник Матис», украшающая нынешнюю программу. Любопытно, что обе оперы были завершены и впервые прозвучали через несколько лет после премьер соответствующих симфоний.
Сегодня для нас Хиндемит – один из крупнейших композиторов первой половины ХХ века; через три дня после концерта исполняется 130 лет со дня его рождения. Тем удивительнее, что наш современник Дьёрдь Куртаг моложе всего на 30 лет – и через три месяца планирует отметить столетие; живой классик, один из лидеров послевоенного европейского авангарда, он создал ряд крупных сочинений уже в XXI веке, в том числе свою первую и единственную оперу «Конец игры». Не торопился Куртаг и с первым оркестровым произведением – таковым стала пьеса Stele, созданная им незадолго до 70-летия по заказу Берлинского филармонического оркестра.
Еще 30 неполных лет разделяют Дьёрдя Куртага и другого нашего выдающегося современника – московского композитора и педагога Юрия Каспарова, минувшим летом отметившего 70-летие. Полтора года назад в одной из программ абонемента «Другое пространтство» состоялась мировая премьера его сочинения «Остановилось время!» для 12 голосов и 16 инструменталистов – теперь очередь следующей. «Симфония № 5 ("Кафка") завершена в 2021 году после пятилетней работы, – рассказывает композитор, – она не является ни музыкальным пересказом произведений Франца Кафки, ни выражением моего отношения к писателю. Это реакция на происходящее в мире, где многое из романов и рассказов Кафки неожиданно воплотилось в реальность».
Наконец, самый молодой из композиторов нынешней программы – ростовчанин Антон Светличный, яркий представитель поколения тех, кому немного за 40. Помимо сочинения музыки, Антон занимается преподаванием, выступает как лектор, критик, эссеист, и неудивительно, что свое новейшее сочинение Trobar clus он также характеризует как эссе: «В конце XII века при окситанском дворе группа трубадуров сочиняла стихи и музыку в стиле, который называли trobar clus. Стиль этот – темный, герметичный, закрытый, изобретательный и усложненный – был поэтическим авангардом своего времени... Trobar clus – два небольших оркестровых эссе о музыкальном авангарде, музыка о музыке».