«Динамическая статика»

понедельник
19:00

Билеты проданы

Ансамбль «Галерея актуальной музыки»

Глеб Хохлов скрипка

Александр Маломожнов скрипка

Эмиль Саларидзе альт

Анна Бурчик альт

Юлия Мигунова виолончель

Антон Изгагин виола да гамба, контрабас

Мона Хаба фортепиано

Рауф Фархадов лектор

В программе:

Веберн
Струнное трио, соч. 20

Абель
Arpeggio для виолы да гамба соло ре минор, WKO 205

Пайбердин
«Парад планет» (памяти А. С. Пушкина) – мотет для двух скрипок, двух альтов, виолончели и виолы да гамба, соч. 18b
«Романс и ария» для фортепиано, соч. 35 (мировая премьера)

Демаши
Сюита № 1 для виолы да гамба соло ре минор

Хаас
Струнный квартет № 2

Пёрселл
Фантазия I для скрипки, альта и виолончели ре минор, Z 732

Фарадж Караев
Постлюдия II для фортепиано, контрабаса и струнных

Проект «Миры музыки настоящего» музыковеда Рауфа Фархадова и ансамбля «Галерея актуальной музыки» предлагает актуальный подход к восприятию современного репертуара. В программах цикла сочинения композиторов XX–XXI веков встречаются с наследием барокко, и их взаимодействие напоминает о фундаментальных ценностях и смыслах музыки, общих для разных эпох.

«Одним из поворотных моментов в истории музыки стало начало ХХ века, когда новая музыка обособилась от тональной, массовой, и произошла переоценка ценностей, – рассказывает Рауф Фархадов. – Результатом стало размывание самого термина "музыка". Дальнейшее – время коллективных или индивидуальных проектов и акций, где автор всякий раз самостоятельно решает, что есть музыка. В абонементе "Миры музыки настоящего" мы дистанцируемся от большинства сегодняшних мейнстримов, пытаясь вернуть музыке музыкальное, звуку – звуковое, мелодии – мелодическое, интонации – интонационное. И когда с этих позиций оглядываешься на историю, выясняется, что истинно музыкальные смыслы как были, так и будут. Что в Музыке нет ни прошлого, ни будущего, а есть настоящее. И в этом настоящем Машо не есть прогресс по отношению к Перотину, Веберн не есть прогресс по отношению к Пёрселлу, а Юрель или Пярт – по отношению к Веберну... Один путь, одно становление, одно долгое и нескончаемое время музыкальных миров Настоящего».

Основой концерта, открывающего абонемент, стала музыка XX–XXI веков, использующая актуальные композиторские приемы и в то же время так или иначе связанная с тональностью. Струнное трио Антона Веберна написано в додекафонной технике, но в его черновиках сохранились пометки, отсылающие к принципам классико-романтической гармонии. Во Втором струнном квартете Георга Фридриха Хааса, созданном в спектральной технике, тональность сочетается с микрохроматикой; «традиция просвечивает снова и снова, но она кажется чем-то потерянным, далеким, затуманенным», – комментирует композитор. Тихая лирика Постлюдии II Фараджа Караева сближает ее с эстетикой «новой простоты». Новейшая музыка представлена творчеством московского композитора Олега Пайбердина: прозвучат мотет «Парад планет» памяти Пушкина, а также «Романс и ария» для фортепиано (мировая премьера).

Барочные сочинения программы связаны с виолой да гамба. Один из первых сборников для этого инструмента создал французский композитор, лютнист, гамбист Демаши, также сформулировавший основные приемы игры на нем. Фантазия I Генри Пёрселла предположительно была написана для виольного консорта – сопрановой, теноровой и басовой виол. «Последним великим гамбистом» Гёте называл Карла Фридриха Абеля – композитора и музыканта-виртуоза, дружившего с Иоганном Кристианом Бахом. 

Другие
концерты этого абонемента

№ 140

понедельник
19:00

19:00, понедельник
Абонемент № 140

Камерный зал Филармонии

Билеты проданы

Ансамбль «Галерея актуальной музыки»
Мария Корякина флейта
Глеб Хохлов скрипка
Ольга Галочкина виолончель
Мона Хаба фортепиано, клавесин
Рауф Фархадов лектор

Пёрселл
«Новый граунд» для клавира ми минор, ZT 682 (переложение для флейты, скрипки и виолончели О. Пайбердина)
Соната № 1 си минор, Z 802 (версия для флейты, скрипки, виолончели и клавесина)

Фелдман
Spring of Chosroes для скрипки и фортепиано

Машо
Баллада Riches d'amour et mendians, B5 (версия для басовой флейты, виолончели и фортепиано И. Бушуева)

Кассадо
Соната в старинном испанском стиле для виолончели и фортепиано

Пайбердин
«Барочные петли» для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 34a
«Рождественские фигурации» для альтовой флейты, виолончели и фортепиано, соч. 36d (премьера)

№ 140

воскресенье
19:00

19:00, воскресенье
Абонемент № 140

Камерный зал Филармонии

Билеты проданы

Ансамбль «Галерея актуальной музыки»
Квартет флейт «Сиринкс»
Рауф Фархадов лектор

Иоганн Себастьян Бах
Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло pе минор, BWV 1004 № 5 (переложение для квартета флейт И. Нодаира)

Шёнберг
Пьеса для фортепиано, соч. 33a
Пьеса для фортепиано, соч. 33b

Раева
...the little pipe organ of the late Empress... (Маленький органчик покойной императрицы) для квартета флейт (мировая премьера)

Валунд
«Капитализм, сваренный вкрутую» (Hard-Boiled Capitalism) для вибрафона

Бёрд
Ave Verum Corpus (переложение для квартета флейт и вибрафона О. Раевой, премьера)

Зеленский
Street music («Уличная музыка») для флейты, вибрафона, клавесина, фортепиано, гитары и случайных инструментов (мировая премьера)

Фуррер
Voicelessness. The snow has no voice (Безмолвие. У снега нет голоса) для фортепиано

Пайбердин
«Высокие фигурации» для квартета флейт и вибрафона, соч. 36a (мировая премьера)
Locus nascendi для квартета флейт, соч. 14