Как говорил Альфред Шнитке, Иоганн Себастьян Бах — это «солнце, которое светит во все стороны». И действительно, несложно увидеть, как в музыке немецкого мастера сходятся многие линии из прошлого, а его собственное творчество яркими лучами освещает будущее.
О влиянии Баха на последующие поколения композиторов хорошо известно. А вот о тех, у кого учился и кем восхищался сам великий мастер, говорят реже.
Именно об этом — авторская программа выдающегося российского органиста Александра Фисейского. Он объединил восемь органных произведений Баха, вдохновленных чужой музыкой. Причем степень взаимодействия с чужим материалом в них очень разная: иногда творческим импульсом становилась одна фраза (например, 4 такта француза Андре Резона в теме великой Пассакальи до минор), иногда сочинялась фуга на заимствованную мелодию (как в знаменитой Фуге соль минор, BWV 542), а иногда Бах добросовестно перекладывал для органа целый концерт Вивальди — своего итальянского современника и антипода, которого очень ценил.
Программа «Бах и его современники» — это возможность услышать органную музыку Иоганна Себастьяна в широком историческом контексте; увидеть его не как одинокого гения, парящего в эмпиреях, а как музыканта своей эпохи, отлично знавшего, что и как пишут его коллеги в разных частях Европы.