Борис Чайковский – из тех композиторов последнего столетия, которые не гнались за новаторством, но, оставаясь в рамках вполне традиционных для своего времени средств музыкального языка, сохраняли узнаваемый почерк и создавали произведения необыкновенной выразительной силы. В его наследии – пять симфоний, включая Камерную, шесть струнных квартетов и ряд других камерных ансамблей, четыре концерта для солиста с оркестром, музыка для кино, аудиосказки для детей и многое другое.
По словам музыковеда Левона Акопяна, Чайковский «твердо придерживался несколько старомодной веры в этическую силу музыки» – и в этом совпадал со своим учителем Дмитрием Шостаковичем, отличаясь от него в другом: «партитуры Чайковского, как правило, наделены "позитивным" эмоциональным профилем», завершаясь «либо на спокойной и просветленной, либо на яркой утвердительной ноте». Это подтверждают сочинения, вошедшие в программу концерта к столетию композитора: и симфоническая поэма «Ветер Сибири», и сюита из музыки к рассказу «После бала» Толстого, и «Тема и восемь вариаций» – одно из наиболее совершенных произведений Чайковского, написанное к юбилею Дрезденской государственной капеллы и ею впервые исполненное.
Более того, обратившись к роману «Подросток» Достоевского – для многих писателя мрачного и депрессивного, – Чайковский создал одну из лучших своих лирических мелодий, выбрав для нее хрупкий, щемящий тембр виолы д’амур. Тема стала лейтмотивом одноименного телефильма, из музыки к которому родилась поэма для оркестра. Выбрав для кантаты «Знаки зодиака» трагические стихотворения Тютчева, Блока и Цветаевой, Чайковский завершил ее в мажоре – абсурдистской колыбельной Заболоцкого «Меркнут знаки зодиака», сочинив музыку, конгениальную тексту.