Весь Стравинский

четверг
19:00

Билеты проданы

Ярослав Тимофеев ведущий, автор цикла

Ансамбль Questa Musica

Филипп Чижевский дирижер

Анжелика Минасова сопрано

Юлия Вакула меццо-сопрано

Алексей Татаринцев тенор

Николай Диденко бас

Михаил Турпанов фортепиано

Сергей Каспров фортепиано

Алексей Мельников фортепиано

Арсений Тарасевич-Николаев фортепиано

Октет солистов РНМСО:
Ксения Арсёнова флейта
Иван Тихонов кларнет
Иван Забегин фагот
Кирилл Лашевич фагот
Владимир Пинялов труба
Андрей Дёмин труба
Максим Старшинов тромбон
Роман Нерчу тромбон

Квартет валторн РНМСО:
Дмитрий Алмазов
Елена Брагина
Алексей Крохин
Елисей Шкапцов

Ансамбль ударных РНМСО:
Алексей Бруни
Николай Конаков
Дмитрий Березин
Владислав Шумихин
Владислав Заварыкин
Михаил Лавренюк

В программе:

Стравинский
Октет для духовых инструментов (1923)
Три духовных хора без сопровождения:
«Отче наш» (1926)
«Верую» (1932)
«Богородице Дево, радуйся» (1934)
Четыре русские крестьянские песни («Подблюдные») для женского вокального ансамбля (1916, первая редакция, 1954, вторая редакция с валторнами)
«Свадебка» – русские хореографические сцены для солистов, хора, четырех фортепиано и ударных (1922)

В одиннадцатом концерте цикла «Весь Стравинский» выделяются два рубежных сочинения, датирующиеся 1923 годом: Октет для духовых и «Свадебка» для солистов, хора, четырех фортепиано и ударных. Если «Свадебка» считается сочинением, завершающим «русский» период творчества Стравинского, то с появления Октета принято отсчитывать начало «неоклассического» периода, хотя такой яркий образец неоклассицизма, как балет «Пульчинелла», родился еще тремя годами раньше.

Премьера «Свадебки» прошла в 1923-м, но работа над ней началась еще в 1914-м, когда был начат и закончен клавир. Лишь через три года была готова первая версия партитуры для большого оркестра с двумя арфами, цимбалами, клавесином и фортепиано. Еще через два появилась вторая, и только в 1921 году был найден окончательный состав – четыре фортепиано и ударные. Музыка «Свадебки», представляющей свадебный обряд и основанной на подлинных фольклорных текстах, практически не содержит цитат и при этом зачастую звучит как подлинно народная. «Свадебка» стала одной из самых авангардных партитур своего времени, оказавшей влияние на несколько поколений композиторов вплоть до наших дней. Немало общего со «Свадебкой» у вокального цикла «Подблюдные», который будет представлен в двух версиях.

В свою очередь, Октет, положивший начало почти тридцатилетнему периоду в творчестве Стравинского, по словам композитора, явился ему во сне: «Мне приснилось, что я нахожусь в маленькой комнате, окруженный небольшой группой инструменталистов, играющих какую-то весьма привлекательную музыку. Я не узнал ее, хотя напряженно вслушивался, и на следующий день не мог вспомнить ни одной детали, но я хорошо помню, что меня заинтересовало во сне – количество музыкантов... Я проснулся в огромном восторге и на следующее утро принялся сочинять Октет, о котором накануне и не помышлял». Если восемь премьерных представлений «Свадебки» в июне 1923 года прошли с невероятным успехом, то премьера Октета четыре месяца спустя повергла публику в недоумение. Аарон Копланд позже вспоминал: «Каждый задавал себе вопрос: почему Стравинский должен был заменить свой русский облик мешаниной из творческих манер, типичных для XVIII века?»

Действительно, и характер музыки, и ее тембровая сфера напоминают о сонатных циклах Моцарта и Гайдна, также написанных для ансамблей духовых; впрочем, голос Стравинского в Октете гораздо отчетливее. Вслед за Октетом были созданы Концерт для фортепиано и духовых и опера-оратория «Царь Эдип», которые прозвучат в следующей программе абонемента. Этих произведений, и в том числе Октета, касается знаменитое заявление Стравинского: «Музыка новых сочинений с ног до головы – чистая музыка. Это музыка сухая, холодная, ясная и пенистая, как шампанское. Кончилось время, когда я старался обогатить музыку, теперь я хочу строить ее... Я возвращаюсь к Баху, к светлой идее чистого контрапункта, который богато использовался и раньше Баха... И не гармония с ее непостоянной сутью, а как раз контрапункт – лучший материал для музыки будущего». В программу включены также Три духовных хора без сопровождения, первый из которых, «Отче наш», обозначил возвращение Стравинского в лоно русской православной церкви.

Исполнители

Ярослав Тимофеев
ведущий, автор цикла

Ансамбль Questa Musica

Филипп Чижевский
дирижер

Анжелика Минасова
сопрано

Юлия Вакула
меццо-сопрано

Алексей Татаринцев
тенор

Николай Диденко
бас

Михаил Турпанов
фортепиано

Сергей Каспров
фортепиано

Алексей Мельников
фортепиано

Арсений Тарасевич-Николаев
фортепиано

Другие
концерты этого абонемента

№ 13

четверг
19:00

19:00, четверг
Абонемент № 13

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Билеты проданы

Ярослав Тимофеев ведущий, автор цикла
Алексей Мельников фортепиано
Альбина Латипова сопрано
Алина Черташ меццо-сопрано
Олёна Безносикова-Полторацкая флейта
Татьяна Емельянова арфа
Сергей Гуделёв гитара
Сергей Елецкий кларнет
Александр Удалов кларнет-пикколо
Василий Чернятин бас-кларнет

Стравинский
«Три стихотворения из японской лирики» для сопрано и фортепиано (1913)
«Прибаутки» (версия для меццо-сопрано и фортепиано, 1914)
«Песня без названия» для двух фаготов (1918)
Три пьесы для кларнета соло (1918)
«Колыбельные кота» для меццо-сопрано и трех кларнетов (1915)
«Колыбельная» для меццо-сопрано и фортепиано («Моей дочурке», 1917)
Транскрипция хора из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» для фортепиано (1918)
«Пять пальцев» – восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано (1921)
«Три истории для детей» для меццо-сопрано и фортепиано (1917)
Piano-Rag-Music для фортепиано (1919)
Соната для фортепиано (1924)
Серенада in A для фортепиано (1925)
«Четыре русские песни» для сопрано и фортепиано (1919)
«Четыре русские песни» для голоса, флейты, арфы и гитары (1917–1919/1954)